Михаил Лермонтов «Герой нашего времени»
Первый в русской прозе социально-психологический роман, написанный Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838-1840 годах. Классика русской литературы.
Из предисловия:
«Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения»
«Довольно людей кормили сластями, <…> нужны горькие лекарства»
Григорий Александрович Печорин
Внешность
«карие глаза <…> они не смеялись, когда он смеялся»
«усы его и брови были черные – признак породы в человеке»
«Странный был малый» (Максим Максимыч о Печорине)
«Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!» (Максим Максимыч о Печорине)
Черты характера, мысли:
«Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть»
Лучшая половина души «высохла, испарилась, умерла»
«Я люблю сомневаться во всём»
«Я давно живу не сердцем, а головой»
«Зачем я жил? Для какой цели я родился?»
«Счастье – «насыщенная гордость»
«Я иногда себя презираю!.. не оттого ли я презираю других?»
«Из двух друзей всегда один раб другого»
«Неужели моё единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды?»
Самоанализ героя
«Я сделался нравственным калекой»
«Неужели зло так привлекательно?»
«первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает»
«я любил для себя, для собственного удовольствия»
«Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил»
Максим Максимыч (штабс-капитан)
«мы с твоим барином были друзья закадычные, жили вместе» «конечно, мы были приятели, – ну, да что приятели в нынешнем веке!»
«он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку»
Грушницкий
«когда сбрасывает трагическую мантию, Грушницкий довольно мил и забавен»
«Его цель – сделаться героем романа»
«Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы»
«он не способен был ни к действительному добру, ни к действительному злу»
«Грушницкого страсть была декламировать»
«Производить эффект – их наслаждение»
Женские образы романа
Бэла
«любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни»
«глаза черные, как у горной серны»
Мария Лиговская, княжна Мери
В отношении её Печорин все время употребляет слова «хорошенькая», «прехорошенькая», «мило» и «девочка»
«окружает слишком густая толпа поклонников, и я боялся в ней исчезнуть совершенно»
Вера
«женщину, которую любил в старину» (Печорин о Вере)
«она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть» (Печорин)
«Я для тебя потеряла всё на свете»
«Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей..» (Из письма Веры к Печорину)
Ундина
«в ней было много породы»
«Странное существо!»
Нет комментариев